Вопрос-Ответ
- Отдел внутреннего карантина растений, качества и безопасности зерна, продуктов его переработки и надзора в области семеноводства
Вопрос: Почему должны извещать Россельхознадзор о прибытии подкарантинной продукции?
Ответ: В соответствии с п.2 ч.1 ст. 32 Федерального закона от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» - граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантиной продукции обязаны извещать немедленно федеральный орган исполнительной власти, осуществляющих функции по контролю и надзору в области карантина растений, о доставке подкарантинной продукции, подкарантинных объектов.
Вопрос: В чем отличия карантинного сертификата от фитосанитарного?
Ответ: Фитосанитарный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, экспортируемую за пределы территории Российской Федерации. Карантинный сертификат выдается на продукцию, перевозимую внутри страны.
Вопрос: При отправке крупы в Таджикистан, у меня затребовали фитосанитарный сертификат. Где и как его можно получить?
Ответ: По месту нахождения подкарантинной продукции - Вам, следует обратиться в территориальное Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Адрес Управление Россельхознадзора по Оренбургской области: г. Оренбург, ул. Монтажников 34/4.
Согласно приказа Минсельхоза РФ № 293 от 13.07.2016 г. Для выдачи ФСС, физические и юридические лица (далее - заявители) подают заявление, а также следующие документы:
1) копия договора (контракта), на основании которого производится вывоз подкарантинной продукции с территории Российской Федерации (в случае заключения указанного договора (контракта);
2) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, являющегося физическим лицом;
3) заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;
4) акт карантинного фитосанитарного обеззараживания в случаях, установленных законодательством Российской Федерации в области карантина растений и (или) требованиями страны-импортера.
Вопрос: Что такое карантинный объект?
Ответ: на основании статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 206-ФЗ «О карантине растений» карантинный объект- вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов
Вопрос: Что такое локализация и ликвидация карантинных объектов?
Ответ : Локализация очага карантинного объекта- принятие карантинных фитосанитарных мер на территории . где выявлен карантинный объект. И вокруг этой территории для предотвращения распространения такого объекта, Ликвидация популяции карантинного объекта- принятие карантинных фитосанитарных мер для уничтожения популяции карантинного объекта.
Вопрос: Когда принимается решение о снятии карантина?
Ответ: частью 3 Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 13 февраля 2008 г. N 43 г. Москва "Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина" установлен порядок снятия карантина
Основания, необходимые для снятия карантина:
а) ликвидация очага карантинного объекта, по которому был наложен карантин, и отсутствие карантинного объекта на данной территории в течение 3 лет подряд (в зависимости от биологических особенностей организма), подтвержденное данными контрольных обследований, проведенных должностными лицами территориального управления Россельхознадзора;
б) исключение карантинного объекта, по которому был наложен карантин, из перечня карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), утверждаемого в установленном порядке.
Территориальное управление Россельхознадзора при наличии оснований, необходимых для снятия карантина, в течение 5 дней:
письменно информирует Россельхознадзор о наличии оснований, необходимых для снятия карантина;
издает приказ об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима;
делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о снятии карантина;
информирует юридических лиц и граждан субъекта Российской Федерации об отмене введенных ранее запретов и ограничений через средства массовой информации.
Территориальное управление Россельхознадзора в день издания приказа об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима делает представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с приложением следующих документов:
копии приказа территориального управления Россельхознадзора об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима с обоснованием снятия карантина;
предложения о снятии карантина органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием карантинного объекта, границ карантинной фитосанитарной зоны (очага, защитной зоны).
Ответы на часто задаваемые вопросы в сфере сортового и семенного контроля.
Вопрос: В каких документах можно узнать требования к сортовым и посевным качествам семян?
Ответ: Сортовые и посевные качества семян с/х растений должны отвечать требованиям национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р), которые разработаны на семена с/х растений. Например ГОСТ Р 52325-2005 «Семена с/х растений. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия» распространяется на семена зерновых, зернобобовых, масличных, эфиромасличных, технических растений (кроме сахарной свеклы), кормовых и медоносных трав. ВГОСТ Р 53135-2008 «Посадочный материал плодовых, ягодных, субтропических, орехоплодных, цитрусовых культур, чая. Технические условия» изложены технические требования на подвои, черенки, саженцы, рассаду указанных культур. ГОСТ Р 53025-2008 «Посадочный материал винограда (саженцы). Технические условия» распространяются на однолетние и двулетние привитые и корнесобственные саженцы подвойных и привойных сортов, предназначенные для закладки виноградника. ГОСТ Р 53050-2008 «Материал для размножения винограда (черенки, побеги) технические условия» распространяется на черенки вызревших побегов винограда.
В ГОСТ Р 52 171-2003 «Семена овощных, бахчевых культур, кормовых корнеплодов и кормовой капусты. Сортовые и посевные качества. Общие технические условия.» изложены требования к указанным культурам.
Вопрос: Какие показатели качества регламентированы для семян овощных, бахчевых культур?
Ответ: Общими показателями качества являются чистота семян, примесь семян других растений по массе, в т.ч. семян сорных растений, всхожесть, влажность. Не допускаются к использованию семена, в которых обнаружены вредители, возбудители болезней растений, карантинные сорняки, а также живые вредители и их личинки.
Кроме того, имеются требования к посевным качествам семян по отдельным культурам. Например, в семенах технических сортов и гибридов огурца, томата, сладкого перца не допускаются плоды и семена других растений.
Вопрос: Какие клубни картофеля нельзя использовать как семенной материал?
Ответ: В семенном картофеле не допускается наличие клубней, пораженных мокрой гнилью, с признаками «удушья», подмороженных, с ожогами, уродливых с израстаниями и легкообламывающимися наростами, раздавленных, разрезанных с ободранной кожурой более ¼ поверхности клубня. Ограничено присутствие клубней до 5% с железистой пятнистостью и потемнением мякиша, а также с механическими повреждениями и повреждениями с/х вредителями.
В репродукционном картофеле ограничено наличие клубней, пораженных болезнями –на более 8,5 %, в т.ч. черной ножкой -0,5%, кольцевой и бурой бактериальной гнилями -0,5%, фитофторозом - 2%, фомозом, фузариозом -1%, паршой обыкновенной и серебристой-3%, паршой порошистой-2%, ризоктиниозом при поражении от 1/8 до ¼ включительно поверхности клубня -2,5%, а при более ¼ поверхности клубня – не допускается.
Вопрос: Как должны маркироваться семена, продаваемые в мелкой упаковке?
Ответ: Пакетики семян, продаваемые для розничной торговли должны содержать следующую официальную информацию:
Наименование, адрес, телефон продавца семян, название культуры, сорта в точном соответствии с Госреестом селекционных достижений, допущенных к использованию; обозначение стандарта (ТУ) на сортовые и посевные качества; номер партии, масса ( в граммах) или количество (штук) семян в пакетиках, срок реализации.
Срок реализации устанавливается для семян, упакованных в бумажные пакетики от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Для семян упакованных в двойную упаковку и только с применением фольгированных и иных воздухопроницаемых материалов – от даты упаковки текущего года до конца второго года реализации.
Вопрос: Какие статьи Федерального Закона «О семеноводстве» определяют требования к используемым семенам?
Ответ: Согласно статей Федерального Закона «О семеноводстве» к семенному материалу предъявляются следующие требования:
- запрещается использовать для посева семена, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов и иных нормативных документов в области семеноводства - ст. 21
- семена, предназначенные для посева, подлежат проверке на сортовые и посевные качества - ст. 25
- на семена, предназначенные для реализации, выдается сертификат, удостоверяющий сортовые и посевные качества - ст. 28
-на семена, прошедшие семенной контроль и предназначенные для собственных нужд, выдается удостоверение о качестве - ст. 29
Вопрос: Какие сорта семян сельскохозяйственных растений допускаются в обороте?
Ответ: Согласно ст.30 Федерального Закона «О семеноводстве» сорта семян сельскохозяйственных растений не включенные в ГОСреестр селекционных достижений не допускаются в оборот. Вместе с тем, после исключения сортов сельскохозяйственных растений из ГОСреестра селекционных достижений, такие сорта могут находиться в обороте в течение последующих 2-х лет.
Вопрос: Какие требования предъявляются при ввозе семян сельскохозяйственных растений на территорию РФ?
Ответ: В соответствии с требованиями ст.33 Федерального Закона «О семеноводстве» ввоз семян на территорию РФ допускается в случае, если на партии семян оформлены документы, удостоверяющие сортовые и посевные качества, и если указанные партии семян соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ. Ввезенные партии семян подлежат семенному, фитосанитарному контролю.
Вопрос: Какие документы признаются при ввозе семян на территорию РФ?
Ответ: При ввозе семян на территорию Российской Федерации признаются документы, удостоверяющие посевные и сортовые качества семян, выданные национальными органами по сертификации семян стран – экспортеров, наряду с сертификатами Международной ассоциации по контролю за качеством семян (ISTA) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД). Для стран СНГ и Балтии таким документом является удостоверение о кондиционности семян, которое по пересечении границы переоформляется на отечественный сертификат без дополнительной проверки качества семян. Остальные документы о качестве семян переоформляются на отечественный сертификат после перепроверки качества семян аккредитованными лабораториями.
Вопрос: При наличии каких фактов не допускается ввоз на территорию Российской Федерации и оборот партий семян?
Ответ: Не допускается ввоз на территорию РФ и оборот партий семян если:
- отсутствует сертификат, удостоверяющий сортовые и посевные качества;
- истек срок реализации;
- нарушаются правила маркировки, в т.ч. неправомерно указываются срок реализации;
- приведенные в сертификатах, удостоверяющих сортовые и посевные качества семян, показатели качества, не соответствуют требованиям, установленным национальными стандартами и законодательством РФ;
- семена транспортируются в незатаренном состоянии, обработанные химическими или биологическими препаратами;
- сорта партий семян не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, за исключением партий семян, предназначенных для научных исследований, государственных испытаний, производства семян для вывоза из РФ.Часто задаваемые вопросы в сфере качества и безопасности зерна, продуктов его переработки
Вопрос: На каком основании Россельхознадзор проводит контроль соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна»?
Ответ: На основании постановления Правительства Российской Федерации от 02.07.2013 № 553 «Об уполномоченных органах Российской федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности зерна».
Вопрос: Что такое декларация о соответствии на зерно, почему она является обязательной?
Ответ: Зерно, выпускаемое в обращение, подлежит подтверждению соответствия в форме его декларирования, проводимого по единым правилам и схемам, установленным ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденным Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 874.
Регистрация декларации о соответствии осуществляется аккредитованным органом сертификации, на основании протоколов испытаний образцов зерна, полученных в любой аккредитованной испытательной лаборатории.
За неисполнение, либо ненадлежащее исполнение требований Технического регламента предусмотрена административная ответственность ст. ст. 14.43, 14.44, 14.45 КоАП РФ.
Вопрос: Какие документы необходимы для регистрации декларации о соответствии по Техническим регламентам Евразийского экономического союза?
Ответ: Копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве ИП.
- Карта партнера и/или карта предприятия, содержащая банковские реквизиты, наименование организации, юридический и фактический адрес с индексом, телефон, e-mail, Ф.И.О. руководителя, бухгалтера.
- Протоколы испытаний.
- Копия.
Все документы должны быть заверены печатью заявителя.
При получении документов необходимо наличие печати.
Вопрос: Чем отличается декларация от сертификата?
Ответ: Декларация соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза есть одна из форм обязательного подтверждения соответствия продукции, наряду с обязательной сертификацией.
Сертификат и декларация имеют одинаковую юридическую силу. Но между ними есть отличия.
В отличие от сертификата, при декларировании заявление о соответствии зерна заданным требованиям (например, в форме ссылки на стандарт или технические условия) делает не орган по сертификации, а сам производитель или продавец продукции.
Получается, что при декларировании заявитель сам заявляет о соответствии своей продукции требованиям технических регламентов, а орган по сертификации, основываясь на предоставленных заявителем протоколах сертификационных испытаний, лишь подтверждает данный факт. После чего декларация соответствия регистрируется в реестре, ей присваивается регистрационный номер, содержащий код Органа по сертификации, и порядковый номер.
В этом случае и ответственность за качество декларируемой продукции несет сам заявитель. ОС только регистрирует представленную Заявителем декларацию.
- Государственный земельный надзор
Часть 1Вопрос №1: У гражданина в собственности имеются земельные участки сельскохозяйственного назначения разрешенного вида использования для сельскохозяйственного производства. Какие могут быть последствия неиспользования земельного участка?Ответ:
В соответствии с действующим законодательством неиспользование земельного участка даже в течении 1 полевого сезона (весенне-летний период) приводит к зарастанию его сорной растительностью, что является нарушением ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.
Если земельный участок не используется более длительный период времени (от 3-х лет и более), то это является нарушением ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа в размере от 0,3 % до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за данное правонарушение статьей 284 ГК РФ предусмотрено изъятие земельного участка у собственника.
Вопрос № 2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания надзорного органа?
Ответ:
В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вопрос № 3. Возможно ли строительство индивидуального жилищного дома на земельном участке сельскохозяйственного назначения, предоставленного для сельскохозяйственного производства?
Ответ:
Учитывая экономическое значение использования сельскохозяйственных угодий, эти угодья имеют приоритет в использовании и подлежат в соответствии с п. 1 ст. 79 ЗК РФ особой охране. Поэтому, в силу того, что указанные земли являются особо охраняемыми для нужд сельского хозяйства, на них запрещено индивидуальное жилищное строительство.
Вопрос № 4. Каковы полномочия отдела государственного земельного надзора?
Ответ:
Отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области осуществляет надзор в закрепленной сфере деятельности за исполнением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) предписаний, выданных по устранению нарушений в области земельных отношений.
Указанные полномочия осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Вопрос № 5. Что делать собственнику земельного участка, если на его земле снимают и вывозят плодородный слой или копают траншеи, причиняя неудобства и убытки собственнику?
Ответ:
Несанкционированные работы, связанные с нарушением и уничтожением плодородного слоя почвы приводят к снижению сельскохозяйственной ценности земель, а в дальнейшем – к деградации земель и выводу их из сельскохозяйственного оборота.
Поэтому такие работы должны проводиться в строгом соответствии с законодательством, согласно приказу от 22 декабря 1995 года № 525 «Об утверждении основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».
В случае выявлении нарушений, связанных с проведением земляных (вскрышных) работ на землях сельскохозяйственного назначения, любое лицо может письменно или через электронную приемную Управления обратиться с заявлением о данном факте для дальнейшего привлечения виновного лица к ответственности и приведении земельного участка в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования.
Вопрос № 6. Если свалка находится на землях сельскохозяйственного назначения, кто будет нести ответственность за эту свалку и по какой статье?
Ответ:
Статьей 13 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Согласно статьи 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения несет собственник захламленного земельного участка, если участок зарегистрирован в установленном порядке.
Если земельный участок относится к невостребованным землям, собственник земельного участка отсутствует, то ответственность за размещение свалки понесет администрация муниципального образования, на территории которого находится данный участок.
Административная ответственность за размещение свалки на землях сельскохозяйственного назначения предусмотрена частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, либо в случае выявления порчи земель от загрязнения отходами – частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
Вопрос № 7. Земельный участок не используется, зарос сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Какие меры может принять Россельхознадзор?
Ответ:
Одно из главных направлений в работе Россельхознадзора - это выявление неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и вовлечение их в сельхозоборот. Действующим законодательством предусмотрено привлечение к административной ответственности лиц, виновных в неиспользовании земель сельхозназначения – ч.2. ст.8.8 КоАП РФ.
Законодательством предусмотрены серьезные размеры штрафов за неиспользование земель, в зависимости от кадастровой стоимости участков, но не менее 3000 рублей на граждан, 50000 рублей на должностных лиц, 200000 рублей на юридических лиц. Более того, Управление выдает предписания на устранения выявленных нарушений, и в случае их невыполнения возможно изъятие неиспользуемых участков у недобросовестных собственников. Следует отметить, что в отношении неиспользуемых земель применяется повышенная ставка земельного налога – 1,5% вместо 0,3%.
Земельный участок из земель сельхозназначения может быть принудительно изъят у собственника, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Принудительное изъятие земельного участка у собственника инициируется Управлением Россельхознадзора, если, нарушение не устранено в срок, установленный предписанием Управления.
Вопрос № 8. Вправе ли Управление Россельхознадзора согласовывать проект рекультивации земельного участка?
Ответ:
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 №327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» проект рекультивации земельного участка согласованию с Россельхознадзором не подлежит.
В соответствии с письмом Министра экономического развития Российской Федерации от 16.11.2011 № Д23-4729 проект рекультивации нарушенных земель подлежит согласованию с Росреестром. В связи с этим, проект рекультивации земельных участков, расположенных на территории Оренбургской области, подлежит согласованию с Управлением Росреестра по Оренбургской области (г.Оренбург, ул. Пушкинская, д.10).
Мероприятия по рекультивации земельных участков сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов выполняются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вопрос № 9. В 2016 году изменился порядок изъятия земельных участков сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению. В чем смысл нововведений?
Ответ:
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации» срок, по истечении которого сельскохозяйственный земельный участок может быть изъят у собственника, в случае его неиспользования по назначению, сокращен с пяти до трех лет.
Установлено, что в случае неустранения правонарушений в срок, установленный предписанием, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора, вынесший предписание, подает в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права на земельный участок или обременения земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии.
Установлена административная ответственность за неиспользование сельскохозяйственного участка по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности на него, если он приобретен по результатам торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением и (или) если в отношении участка имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением в течение установленного срока.
Установлено также, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более 30 км от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, кроме отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2017 года.
Вопрос № 10. Имеет ли собственник земельного участка сельскохозяйственного назначения право отказаться от него?
Ответ:
Проблема необрабатываемых земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время в российском обществе стоит как никогда остро. Собственники таких участков подчас забывают об их особо охраняемом, приоритетном статусе.
Следует напомнить, что земля является объектом гражданско-правового оборота, и ей можно распорядиться в рамках действующего законодательства.
Часто используемыми способами распоряжения продолжают оставаться заключение договора купли-продажи или же договора аренды. Следует отметить, что имеется и менее распространенный способ, использующийся в случае невостребования земельного участка. Речь идет об отказе от земли.
В соответствии со ст.53 Земельного кодекса РФ отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
Согласно п.1.1 ст.19 этого же правового акта, если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.
Вопрос № 11. Я приобрел земельный участок сельскохозяйственного назначения. Могу ли я построить на участке дом для проживания в нем и ведения подсобного хозяйства?
Ответ:
Нет, не можете. Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).
Вопрос № 12. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неисполнение предписания органа?
Ответ:
В соответствии с ч. 25 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Вопрос № 13. Может ли Россельхознадзор поспособствовать в наведении порядка в сфере землепользования на землях садоводческих некоммерческих товариществ, отсутствии на территории СНТ установленных мест сбора мусора, что привело к созданию несанкционированных свалок.
Ответ:
Данные земельные участки не входят в компетенцию Россельхознадзора.
В соответствии с пп. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 02 января 2015 года №1 «Об утверждении положения о государственном земельном надзоре» Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Согласно ст. 1 ФЗ № 101 от 24.07.2002 г., «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», действие настоящего Федерального закона не распространяется на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в соответствии с разрешенным использованием которых предусматриваются гаражное строительство,
ведение личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями. Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно пп. «г» п. 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением правительства РФ от 02.01.2015 года №1, надзор за соблюдением требований земельного законодательства, связанных с обязательным использованием земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства, в указанных целях (за исключением выполнения требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности) осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.
Вопрос № 14. Обязаны ли арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения проводить агрохимическое обследование полей перед применением агрохимикатов?
Ответ:
Статья 8 ФЗ РФ от 16.07.1998 г. № 101 «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает обязанность по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения арендаторов наравне с собственниками.
Пункт 2.19 СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 марта 2010 г. N 17) применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий.
Пункт 1.2 ГОСТа 17.4.3.04-85 "Охрана природы. Почвы. Общие требования к контролю и охране от загрязнения" предусмотрено, что охрана почв от загрязнения должна осуществляться с учетом данных агрохимического обследования почв, прогнозов появления вредителей и болезней, фактического засорения посевов.
Вопрос № 15. Какова периодичность проверок владельцев земельных участков в условиях реформы контрольно-надзорной деятельности?
Ответ:
С 2017 года Россельхознадзором в части земельного надзора в качестве пилотного проекта реализуется риск-ориентированный подход при планировании надзорной деятельности.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица к определенным категориям риска причинения непосредственного вреда почвам как объекту охраны окружающей среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2017 №1084 внесены изменения в Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 "Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре".
Риск-ориентированный подход будет применяться при планировании проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан в рамках государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением установлены критерии отнесения объектов государственного надзора к определённой категории риска, периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории риска. Введены три категории риска: средняя, умеренная и низкая.
В отношении земельных участков, отнесённых к средней категории риска, периодичность проведения плановых проверок установлена не чаще чем один раз в три года.
Периодичность проведения плановых проверок для земельных участков, отнесённых к категории умеренного риска, – не чаще чем один раз в пять лет.
В отношении земельных участков, отнесённых к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
По запросу юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы в срок, не превышающий 15 дней со дня поступления запроса, направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину информацию о присвоенных используемым ими земельным участкам категориях риска, а также сведения, использованные при отнесении используемых ими земельных участков к определенным категориям риска.
Вопрос № 16. Почему после проверки на моем земельном участке был повышен земельный налог с 0,3 % до 1,5 %?
Ответ:
Согласно ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства. Для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3 процента, землепользователям необходимо соблюдать одновременно два условия: земельный участок должен быть отнесен к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и использовать земельный участок для сельскохозяйственного производства.
Однако если земельный участок не используется по целевому назначению и Управлением Россельхознадзора представлены в налоговый орган материалы, свидетельствующие о нарушении земельного законодательства, то при налогообложении такого земельного участка налог исчисляется по повышенной ставке (до 1,5 процентов от кадастровой стоимости участка).
Таким образом, землепользователи помимо административного наказания в виде штрафа, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях, несут дополнительную ответственность за неиспользование по назначению земельных участков категории «земли сельскохозяйственного назначения» в виде повышенной ставки земельного налога.
Вопрос № 17. В прошлом году взял в субаренду земельный участок, но спустя некоторое время из-за нестабильного финансового положения не смог его использовать по назначению, в данный момент участок зарастает сорной растительностью, какая административная ответственность предусмотрена за это?
Ответ: В связи с неиспользованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, и невыполнением обязательных требований, действующим законодательством предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения по ч. 2 ст. 8.7 КоАП Российской Федерации образуется в результате действий или бездействий правообладателя земельного участка, повлекших не только водную или ветровую эрозию, но и возникновению иных процессов ухудшающих качественное состояние земель, которое определяется не только степенью плодородия почв, но и уровнем отдачи используемых сельскохозяйственных угодий, который зависит от иных факторов, в том числе наличия сорной растительности, запасов влаги и питательных веществ в почве, максимальное количество которых содержится на полях, обрабатываемых по типу чистого пара, то есть при полном отсутствии сорной растительности.
За неиспользование земельного участка или иной деятельности, связанной с сельхозпроизводством, в течение 3-х и более лет подряд, также предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст. 8.8 КоАП Российской Федерации. Наличие древесной растительности и непринятие мер по предотвращению дальнейшего зарастания земельного участка данной растительностью, которое достигается, в том числе, путем ежегодного выкашивания травостоя, приводит в конечном итоге к невозможности использования сельскохозяйственных угодий по целевому назначению без проведения мероприятий по рекультивации и коренному улучшению земель, а так же, возникновению пожароопасной ситуации.
Часть 21. На какие земли распространяются полномочия Россельхознадзора при осуществлении государственного земельного надзора?
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет контроль и надзор за землями сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные, дачные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
2. Какие меры принимаются к нарушителям земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения за неуплату административного штрафа в срок?
На основании статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.
3. Каковы обязанности собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения?
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
- своевременно производить платежи за землю;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
4. В каких случаях участок сельскохозяйственного назначения может быть изъят у собственника?
Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случаях, если:
1) земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
2) в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.
5. В каких случаях проводится административное расследование по факту нарушения земельного законодательства?
В соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ, административное расследование проводится после выявления административного правонарушения, если для производства по делу необходимы процессуальные действия, требующих значительных временных затрат.
К перечню таких процессуальных действий следует отнести действия уполномоченного должностного лица, связанные, например, с:
- получением объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;
- назначением экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);
- отбором проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);
- направлением в соответствующие территориальные органы и исполнением ими запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);
- истребованием сведений (ст. 26.10 КоАП РФ).
6. Можно ли использовать птичий помет в качестве удобрения на сельскохозяйственных полях?
Органическое удобрение в виде птичьего помета наиболее концентрированное и быстродействующее среди других органических удобрений.
Для производства органического удобрения из различных видов птичьего помета, следует ознакомиться с ГОСТ 31461-2012 «Помет птицы. Сырье для производства органических удобрений. Технические условия», и соблюдать все указанные нормы транспортировки, хранения, контроля, применения данного стандарта.
Существует несколько разновидностей этого органического удобрения, применяемого для насыщения грунта питательными веществами:
- куриный;
- гусиный;
- голубиный;
- перепелиный и другие.
Птичий помет, наряду с навозом используется в сельском хозяйстве уже очень давно и до сих пор является одним из лучших органических удобрений. Он содержит большое количество полезных растениям элементов, это кобальт, бор, цинк, сера, магний. Кроме этого есть различные кислоты, фенолы и сульфиды.
Применение птичьего помета как удобрения позволяет удовлетворить потребность растений в таких химических соединениях как азот, фосфор и калий. Именно эти полезные компоненты нужны для нормального роста и развития овощных культур, образования завязей.
Помётные удобрения используется в высушенном виде и измельченном виде как поверхностное удобрение или в виде раствора для поливки. Данный вид удобрения в первую очередь вносят под пропашные культуры, затем под озимые и травы в качестве основного удобрения и в подкормки. В районах достаточного увлажнения помёт и его компосты заделывают дисковыми орудиями и культиваторами, на песчаных и супесчаных почвах более эффективно запахивание компостов.
Несоблюдение требований по охране окружающей среды при производстве, хранении и применении органических удобрений (птичий помет) может привести к загрязнению (порче) почвы.
Согласно части 2 ст.8.6 КоАП РФ, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
7. Я являюсь собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «Овощеводство». Могу ли я на данной площади использовать теплицы?
На основании Приказа Министерства экономического развития РФ от 01.09.2014г №540
(ред.от 08.04.2019г) вид разрешенного использования земельных участков «Овощеводство» предполагает осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц. - Отдел внутреннего государственного ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля на государственной границе Российской Федерации и транспорте
Вопрос № 1.
Добрый день, поясните пожалуйста, нужно ли оформлять ветеринарное свидетельство на мед, который подогревается до 45 градусов, фильтруется и фасуется в мелкую потребительскую тару на предприятии?
Ответ:
Согласно Единого перечня товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 года №317 мед натуральный код ТНВЭД 0409 00 000 0 подлежит ветеринарному контролю и требует оформление ветеринарных сопроводительных документов.
Вопрос № 2.
Добрый день! В октябре на ярмарке в СКК «Оренбуржье» был обнаружен шпик с возбудителем африканской чумы свиней? Зараженное сало уничтожили, а успела ли зараза передаться нашим хрюшкам? Введен ли на сегодняшний день где – то в муниципалитетах карантин по АЧС? Как в Оренбуржье ситуация по данному заболеванию?
Ответ:
15 октября текущего года в городе Оренбурге была выявлена партия шпика свиного соленого весом 229 кг без маркировки и ветеринарных сопроводительных документов, и продукция животного происхождения, общим весом 2069,4 кг., которая предназначалась для реализации на ярмарке спортивно-культурного комплекса «Оренбуржье» города Оренбурга. Для исследования на АЧС были отобраны пробы и направлены в ГБУ «Оренбургская областная ветеринарная лаборатория» и ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора».
До получения окончательного результата данная партия шпика свиного была помещена в санитарную камеру, а машина с колбасной продукцией опечатана под контролем Управления Россельхознадзора по Оренбургской области. При исследовании проб шпика свиного были получены положительные результаты, выявлен вирус АЧС, что подтвердилось 18.10.2016 г. в ФГБУ «ВИИЗЖ», г. Покров.
В соответствии с требованием законодательства РФ и решением комиссии по борьбе с африканской чумой свиней в Оренбургской области, 20 и 21 октября 2016 года партия шпика свиного соленого, зараженного вирусом АЧС, весом 229 кг и вся продукция животного происхождения, общим весом 2069,4 кг, была уничтожена в крематоре на городской свалке города Оренбурга.
Все проведенные мероприятия Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области и управлением ветеринарии МСХПиПП по Оренбургской области полностью исключили попадание в оборот зараженной продукции, в том числе и для кормления свиньям. Данный факт не нанес ущерба сельскому хозяйству области.
Ранее, в Оренбургской области очаги АЧС регистрировались дважды. Первый раз в 2008 году в селе Черноречье Оренбургского района и второй раз в 2011 года в селе Кирсановка Тоцкого района. В настоящее время территория Оренбургской области благополучна по африканской чуме свиней. В обоих случаях причинами возникновения АЧС послужила инфицированная вирусом АЧС животноводческая продукция.
Вопрос № 3.
Скажите, много ли Россельхознадзор региона с начала года задержал санкционной продукции? Какой? Приведите примеры. Какая судьба постигла ее? Сегодня на какие заграничные товары еще действует запрет? Что делать. Если увидишь их на прилавках?
Ответ:
Оренбургская область является приграничной зоной, поэтому ввоз и транзит импортной животноводческой продукции осуществляется постоянно. В 2016 году должностными лицами Управления Россельхознадзора по Оренбургской области (далее –Управление) было пресечено две попытки ввоза на территорию Российской Федерации продукции, запрещенной к ввозу общим весом 18,124 тонны, а именно:
- 4 июля 2016 года должностными лицами Управления во взаимодействии с сотрудниками ПУ ФСБ России по Оренбургской области на ППУ «Сагарчин» Акбулакского района был предотвращен ввоз украинского сыра весом 624 кг.
Данная партия груза направлялась из Республики Казахстан в Оренбургскую область.
На основании Постановления Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 774
должностными лицами Управления груз был изъят из оборота и уничтожен механическим способом на полигоне ТБО ММПП ЖКХ г. Соль-Илецка;- 01 сентября 2016 года должностными лицами Управления при взаимодействии с сотрудниками ПУ ФСБ России по Оренбургской области на МАПП «Орск» Оренбургской области был предотвращен ввоз из Республики Казахстан в Российскую Федерацию контрабандного груза - лосось атлантический свежемороженый.
Данный груз следовал из Республики Казахстан (г. Чикмент) в Ригу в сопровождении СМR и фитосанитарного сертификата, под видом подкарантинной продукции – дыни.
Согласно маркировке на упаковочном материале, продукция произведена на Норвежском предприятии СТ № 423, вес задержанной продукции составлял 17,5 тонн.
На основании решения суда, 25 октября 2016 года в присутствии должностных лиц Управления, Оренбургской таможни, МУ МВД России «Орское» и ТУ Росимущества по Оренбургской области, задержанный груз был уничтожен путем сжигания в месте уничтожения биологических отходов города Орска.
По данному факту возбуждено уголовное дело по статье 226 прим 1 УК РФ, материалы дела направлены в МУ МВД России «Орское» для дальнейшего расследования.
В настоящее время в перечень товаров, запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации входит сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия, Княжество Лихтенштейн, а именно:
- свежее, охлажденное или замороженное мясо крупного рогатого скота;
- свежее, охлажденное или замороженное мясо свинины;
- свежее, охлажденное или замороженное мясо и пищевые продукты домашней птицы;
- мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое;
- живая рыба, за исключением мальков некоторых видов рыб и декоративной рыбы;
- ракообразные, моллюски, и прочие водные беспозвоночные;
- молоко и молочная продукция;
- сыр и пищевые продукты, изготовленные по технологии сыра с содержанием молочного жира 1,5 % и более;
- колбасы и продукты из мяса.
Данный запрет сохраняет свое действие до 31 декабря 2017 года.
В случае выявления продукции, запрещенной к ввозу, просим незамедлительно сообщать в адрес Управления по телефонам: 75-24-53, 75-10-48.
Вопрос № 4
Здравствуйте! Разъясните, почему не примут решение отправлять задержанную санкционную продукцию в детские дома или на распродажи для малоимущих? Продают же таможенный конфискат, почему нельзя также реализовывать задержанную Вами продукцию?
Ответ:
На основании Постановления Правительства РФ от 31 июля 2015 г. N 774 вся продукция, запрещенная к ввозу на территорию Российской Федерации, подлежит уничтожению, других мер Правительством Российской Федерации не предусмотрено. Тем более, выявленная Управлением продукция была без документов, подтверждающих качество и безопасность, что представляет угрозу жизни и здоровья граждан, особенно пожилых людей и детей.
Вопрос № 5.
Подскажите пожалуйста, какой штраф предусмотрен при выявлении нарушений приема молока, его переработки, транспортировки, реализации?
Ответ:
За нарушения требований технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», административная ответственность предусмотрена ст. 14.43 КоАП РФ в размере: - - на граждан от 1000 до 2000 рублей;
- на должностных от 10 000 до 20 000 рублей;
- на индивидуальных предпринимателей от 20 000 до 30 000 рублей;
- на юридических от 100 000 до 300 000 рублей.
Вопрос № 6.
Добрый день! Какие болезни передаются через молоко и чем они опасны?
Ответ:
Основными заболеваниями, передающимися человеку через молоко, являются туберкулез, бруцеллез, ящур, сибирская язва и кокковые инфекции. При использовании в пищу сырого инфицированного молока есть риск заразиться той или иной инфекцией, которые считаются опасными для здоровья и жизни людей.
Вопрос № 7.
Добрый день! Разъясните, пожалуйста, должна ли организация, осуществляющая хранение лекарственных препаратов с целью дальнейшего их использования для лечения, разведения, выращивания и содержания животных, получать лицензию на фармацевтической деятельности?
Ответ:
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области на Ваш вопрос полагает необходимым сообщить следующее: согласно ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» - хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
Вопрос № 8.
Добрый день! Подскажите пожалуйста, кто несёт ответственность за правильное оформление декларации о соответствии на пищевую продукцию, протоколы испытаний к ней? И какая может быть за это ответственность?
Ответ:
Согласно № 184- ФЗ «О техническом регулировании» - декларирование соответствия это форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов; декларация о соответствии это документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом, состав указанной технической документации может уточняться соответствующим техническим регламентом.
В соответствии п. 2 ст. 5 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.
Согласно пп.1 п.1 ст. 21 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции проводится в формах подтверждения (декларирования) соответствия пищевой продукции.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 22 ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - заявителем при оценке (подтверждении) соответствия пищевой продукции может быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя в части обеспечения соответствия поставляемой пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента или иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и в части ответственности за ее несоответствие требованиям таких технических регламентов.
Заявитель обязан обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и иными техническими регламентами Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» - заявитель проводит испытания такой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Испытания образцов пищевой продукции проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории.
Доказательные материалы должны содержать результаты исследований (испытаний), подтверждающие выполнение требований настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии со ст.14.44. КоАП РФ – недостоверное декларирование соответствия продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Вопрос № 9.
Здравствуйте, поясните, пожалуйста, какими законами и документами нужно руководствоваться если я занимаюсь фармацевтической деятельностью?
Ответ:
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области на Ваш запрос полагает необходимым сообщить следующее:
К основным нормативно-правовым актам в данной сфере относятся:
– Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
– Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
– Федеральный закон от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;
– Постановление Правительства РФ от 21.11.2011г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»;
– приказ Минсельхоза России от 15.04.2015 г. № 145 «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения»;
– ГОСТ Р 54763-2011 от 13 декабря 2011 года "Средства лекарственные для ветеринарии, технологические регламенты производства, содержание, порядок разработки, согласования и утверждения".
Вопрос № 10.
Здравствуйте! Наша компания собирается произвести перевозку овечьей шерсти из Оренбургской области в Европу, транзитом через Республику Беларусия. В связи с этим просим Вашего совета относительно сопровождающих документов на груз.
Ответ:
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области сообщает, что в соответствии с пунктом 3.7 раздела III Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317, (далее – Положение о Едином порядке) подконтрольные товары при ввозе, транзите, а также при перемещении внутри таможенного союза с территории одной стороны на территорию другой стороны в течение всего времени транспортировки должны сопровождаться ветеринарными сертификатами, выданными должностными лицами уполномоченных органов сторон и компетентными органами стран-экспортеров.
Согласно пункту 7.1 раздела VII Положения о Едином порядке транзит через таможенную территорию Таможенного союза животных и сырья животного происхождения осуществляется по разрешению на транзит, выданному стороной, через пункт пропуска, которой предполагается пересечение таможенной границы Таможенного союза при ввозе.
Получение разрешения уполномоченного органа стороны на транзит подконтрольных товаров через таможенную территорию Таможенного союза входит в обязанность владельца подконтрольных товаров.
Порядок выдачи разрешений с указанием перечня необходимых документов определен Административным регламентом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств для ветеринарного применения, кормов и кормовых добавок для животных, утвержденным приказом Минсельхоза России от 07.11.2011 №404.
Вопрос № 11.
Расскажите пожалуйста о нормах ввоза продуктов питания для физических лиц из ЕС. По ТВ говорят, что как были не более 5 кг на одного пассажира в заводской упаковке, так и осталось. И вообще, хотелось узнать список тех товаров, которые можно везти физическим лицам. И можно ли физическим лицам провозить рыбу, например карп, лещ, семга и так далее?
Ответ:
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области на Ваш запрос сообщает следующее:
Перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждён Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317.
В соответствии с требованиями пункта 10.1 раздела Х Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317, допускается ввоз в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных ветеринарному надзору товаров из третьих стран до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке без разрешения и без ветеринарного сертификата страны-отправления товара, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны-производителя указанного товара и страны-вывоза.
Таким образом, продукция животного происхождения, не имеющая заводской упаковки и маркировки, не допускается к ввозу вне зависимости от её количества.
Вопрос № 12.
Как зарегистрироваться в реестре предприятий, осуществляющих производство переработку и/или/хранение подконтрольных товаров перемещаемых с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза?
Ответ:
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области на Ваш запрос сообщает следующее:
Порядок включения в Реестр предприятий Таможенного союза определен Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 № 94, согласно которому предприятие может быть включено Реестр предприятий Таможенного союза по запросу данного предприятия.
В связи с изложенным по данному вопросу, Вам необходимо обращаться в управление ветеринарии сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области.
Вопрос № 13.
Добрый день! В конце декабря планирую выезд в Германию с собакой. Сколько по времени действительно ветеринарное свидетельство формы N1? Спасибо.
Ответ:
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области на Ваш запрос сообщает, что согласно пункту 9 Приказа Минсельхоза РФ от 17.07.2014 г. № 281 «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронном виде» - Ветеринарные сопроводительные документы действительны, при оформлении на животных - в течение 5 дней с даты оформления и до окончания перевозки и/или реализации.
Вопрос № 14.
Вопрос: В связи с тем, что в обособленное подразделение РЦ «Южный Урал» ООО «Агроторг» планируются поставки свиноводческой продукции с последующей розничной реализацией в ТС «Пятерочка», прошу разъяснить, требуется ли присвоение уровня защиты (компартмента) данному подразделению?
Ответ: В соответствии с требованиями «Правил определения зоосанитарного статуса свиноводческих хозяйств, а также организаций, осуществляющих убой, переработку и хранение продукции свиноводства», утвержденными Министерством сельского хозяйства Российской Федерации № 258 от 23.07.2010 г. – действие настоящих Правил не распространяется на физических и юридических лиц, осуществляющих исключительно хранение продукции свиноводства в целях осуществления розничной торговлиВопрос № 15.
Вопрос: Разъясните полезность применения проверочных листов для бизнес-сообщества, плюсы и минусы применения проверочных листов в контрольно-надзорной деятельности?
Ответ:
Проверочные листы представляют собой перечень вопросов, на которые поднадзорный субъект должен ответить в процессе проверки. Этот перечень исчерпывающий. При этом каждый вопрос имеет ссылку на регламентирующий нормативный правовой акт. Таким образом, хозяйствующий субъект может использовать проверочные листы (чек-листы) для самоконтроля.
При поставках в рамках муниципального госзаказа ответственность за некачественную продукцию, поступившую в бюджетное Учреждение, лежит на должностных лицах Учреждения, а поставщик остается безнаказанным и уходит от ответственности.
По итогам проверок бюджетных учреждений привлекаются к ответственности и поставщики, и изготовители некачественной и опасной продукции. При этом в качестве мер применяется как административное взыскание в виде штрафов, так и практикуется предусмотренный законодательством отзыв деклараций о соответствии и последующие за этим меры.Вопрос № 16.
Вопрос: Каков порядок оформления домашних животных при вывозе за рубеж?
Ответ:
Необходимо заблаговременно обратиться с животным в государственную ветеринарную службу района, в котором проживает или временно размещено животное (районная станция по борьбе с болезнями животных (далее-СББЖ).
В СББЖ владельцу животного необходимо оформить ветеринарное свидетельство формы № 1 или ветеринарный сертификат Таможенного союза формы № 1 за 5 дней до начала осуществления движения (данное ветеринарное свидетельство оформляется в электронном виде с присвоением 32 символьного кода в электронной системе «Меркурий»).
В пункте пересечения через Государственную границу Российской Федерации или в территориальном Управлении Россельхознадзора бесплатно осуществляется переоформление ветеринарного свидетельства формы № 1 на международный ветеринарный сертификат формы № 5а.
При вывозе в страны Европейского союза также оформляется сертификат здоровья. Помимо того, животные должны быть чипированы, номер и дата введения микрочипа указывается в ветеринарных сопроводительных документах.Вопрос № 17.
Вопрос: Какие товары могут ввозиться в РФ физическими лицами из-за границы?
Ответ:
В соответствии с Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317, разрешается ввоз на территорию Таможенного союза в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке, при условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.
Вопрос № 18.
Вопрос: Какие документы необходимы для оформления заявления о предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности?
Ответ:
В соответствии с Приказом от 19 апреля 2012 г. № 191 «О лицензировании фармацевтической деятельности» и Положением о лицензировании фармацевтической деятельности от 22.12.2011г. № 1081 необходимо:
Заявление, в котором указывается:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, с указанием адреса места нахождения органа, осуществившего государственную регистрацию, а также номера телефона и (в случае, если имеется) адреса электронной почты юридического лица;
2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
3) лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять;
4) реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
5) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании необходимых для осуществления деятельности по производству лекарственных средств помещений, зданий, сооружений и иных объектов, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) копии документов, подтверждающих соответствующие лицензионным требованиям образование, квалификацию и стаж работы уполномоченного лица производителя лекарственных средств, а также образование специалистов, ответственных за производство и маркировку лекарственных средств;
7) опись прилагаемых документов.
На основании акта проверки лицензиата о соответствии лицензионным требованиям, в случае соответствия Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области предоставляется лицензия на осуществление фармацевтической деятельности.Вопрос № 19.
Вопрос: Подскажите в каких случаях выдаются предостережения?
Ответ:
Согласно ч.5 ст.8.2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в редакции Федерального закона №277-ФЗ от 03.07.2016) при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Постановлением Правительства РФ от 10.02.2017 №166 утверждены «Правила составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения».
Законодательством предусмотрено, что решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа контроля (надзора) Составление и направление предостережения осуществляется не позднее 30 дней со дня получения должностным лицом органа контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях, если иной срок не установлен административными регламентами осуществления соответствующих видов контроля (надзора).Вопрос № 20.
Вопрос: Здравствуйте, какие действия нужны для объединения площадок для работы в системе "Меркурий".эВСД не отображаются при выборе конкретного предприятия. Только когда выбираешь все предприятия.
Ответ:
Реестры площадок систем «Аргус», «Меркурий» и «Цербер» совмещены путем добавления площадок из реестра систем «Аргус» и «Меркурий» в реестр системы «Цербер», единый реестр площадок располагается в системе «Цербер».
Функция добавления площадки доступна в системе «Цербер» пользователям с ролью «Администратор по ведению реестра объектов». Эта роль дана сотрудникам Ветслужб и Территориальных управлений Россельхознадзора.
Для объединения площадок необходимо обратиться в вышеуказанные органы, с заявлением, в котором будут указаны объекты (площадки), где хозяйствующий субъект осуществляет свою деятельность. Сотрудники учреждения должны зарегистрировать предприятие в реестре поднадзорных объектов, если его еще нет в реестре, и связать с хоз. субъектом. Площадки не указанные в заявлении удаляются. Для объединения площадок - дублеров создаются заявки на объединение площадок, заявки подтверждаются сотрудниками ТУ (ВУ); Визировать заявки могут только уполномоченные сотрудники Ветеринарных управлений. После проверки информации, которая содержится в заявке площадки объединяются. После подтверждения объединения площадок функция завершается. После выполнения основных действий результат объединения автоматически транслируется в систему «Меркурий». Присоединенные площадки становятся недоступны. Так же, автоматически выполняются следующие операции:
Если у площадок-дублей имелась связь с хозяйствующим субъектом в системе Меркурий, то после присоединения эта связь автоматически установится с основной площадкой, как в Меркурии, так и в Цербере.
Если пользователь (неважно пользователь хозяйствующего субъекта или госветслужбы) имел доступ к площадке-дублю, то после присоединения он автоматически получает доступ к основной площадке в системе Меркурий.
Все документы площадок-дублей, такие как ВСД, записи складского журнала, акты отбора проб, акты несоответствия и т.д., будут автоматически перенесены на основную площадку в системе Меркурий после присоединения. - Отдел карантинного фитосанитарного контроля на государственной границе Российской Федерации
Вопрос 1. Необходим ли фитосанитарный сертификат при перемещении плодоовощной продукции из Киргизской Республики и Республики Казахстан через автомобильные пункты пропуска в Российскую Федерацию.
Ответ. По данному вопросу хотелось бы разъяснить, что каждая партия подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, перемещаемая с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза, сопровождается фитосанитарным сертификатом, который выдается уполномоченным органом государства места отправления на срок действия до 30 календарных дней с даты выдачи фитосанитарного сертификата.
Вопрос 2. При ввозе товарных партий плодов и овощей следует ли уведомлять Россельхознадзор о прибытии продукции.
Ответ. Собственник продукции обязан уведомить Россельхознадзор о прибытии подкарантинной продукции любым доступным способом и предъявить подкарантинную продукцию для осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в месте назначения не позднее рабочего дня, следующего за днем прибытия.
Вопрос 3. Необходима ли маркировка на упаковке плодоовощной продукции.
Ответ. На каждой упаковке ввозимых в Российскую Федерацию плодов и овощей должна быть маркировка, содержащая информацию о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере.
Вопрос 4. Можно ли использовать подстилку из растительных материалов (сено, солому, тростник и.д.) при ввозе плодоовощной продукции.
Ответ. При ввозе в Российскую Федерацию плодов и овощей запрещается использовать подстилку из материалов растительного происхождения.
Вопрос 5. Можно ли ввозить из иностранных государств в багаже и ручной клади продукцию растительного происхождения.
Ответ. На перемещаемую через таможенную границу Евразийского экономического союза в почтовых отправлениях, ручной клади пассажиров судов, самолетов, пассажирских вагонов, автотранспортных средств, членов экипажей судов, самолетов и в вагонах-ресторанах подкарантинную продукцию не требуется представление фитосанитарных сертификатов, в следующих случаях:
- указанная продукция не является посадочным или семенным материалом или картофелем;
- указанная продукция должна быть происхождением из стран, в отношении которых Россельхознадзором не введены временные ограничения на ввоз продукции (к примеру – Республика Грузия, Республика Азербайджан, Республика Узбекистан, Республика Таджикистан);
- указанной продукции в количестве не более 5 кг;
- указанная продукция не заражена карантинными объектами.