Итоги служебной деятельности Управления при осуществлении государственного земельного надзора в 1 полугодии 2019 года
Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле» полномочия по надзору и контролю за землями сельскохозяйственного назначения были переданы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Первого февраля 2008 года был создан отдел государственного земельного контроля. Приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 26 февраля 2013 года отдел государственного земельного контроля был переименован в отдел государственного земельного надзора. Отдел государственного земельного надзора является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре».
Задачей отдела является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области осуществляет надзор в закрепленной сфере деятельности за исполнением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
е) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пределах своей компетенции в сфере государственного земельного надзора в 1 полугодии 2019 года проведено158 контрольно-надзорных мероприятий, из них:
- 12 плановых проверок;
- 54 внеплановые проверки;
- 92 внеплановых мероприятия, из них:
- 69 плановых (рейдовых) осмотров, обследование земельного участка;
- 13 административное расследование;
- 7 мероприятия с привлечением специалиста;
- 3 мероприятия по материалам, пришедшим на рассмотрение.
Общая проконтролированная площадь в рамках проведенных контрольно-надзорных мероприятий составила около 115 тыс. га. Нарушения земельного законодательства зафиксированы на площади более 236 га.
По результатам контрольно-надзорной деятельности и выявленным нарушениям должностными лицами отдела приняты следующие меры административного воздействия:
Среди общего количества выявленных правонарушений преобладающими являются связанные с несоблюдением отраслевых статей КоАП РФ:
- по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы) – 17 нарушений;
- по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (порча и уничтожение плодородного слоя почвы) – 6 нарушений;
- по ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв) – 7 нарушений;
- ст.19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений) – 2 нарушений;
- ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов государственного земельного надзора) – 18 нарушений.
- ч.1 ст 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок - 10 нарушений
В суды общей юрисдикции за отчетный период передано для рассмотрения 30 административных дел.
По данным Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области по состоянию на 01.04.2019 общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области составила 10 млн. 926 тыс. га., из них не используется по целевому назначению 1 млн. 191 тыс. га. Общее количество неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 55,182 тыс. га. Общая площадь паевого фонда составила 6 млн.710,3 тыс. га., из которых прошли регистрацию права собственности земель с/х назначения 4 млн. 081 тыс. га., что составляет 63,1%.
Площадь невостребованных земельных долей по области составила 1 млн.124,798 тыс. га.
Тот факт, что значительная часть земель не используется по целевому назначению ведет к ее деградации, в том числе к зарастанию сорной и древесно – кустарниковой растительностью, что в свое время является потенциальным источником возгорания сухой травянистой растительности на сельскохозяйственных угодьях.
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области в рамках предоставленных полномочий проводит работу по введению в оборот земель сельскохозяйственного назначения и использования их в соответствии с целевым назначением.
Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», в Оренбургской области создана мониторинговая группа, в том числе по вопросам принудительного изъятия земель.
Управление является постоянным членом региональной мониторинговой группы.
В рамках работы мониторинговой группы за период времени с 2016 – I полугодие 2019г. привлечено к административной ответственности 98 физических и юридических лиц (ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, ч.25 ст.19.5 КоАП РФ), сумма штрафных санкций составила 7 млн. 376 тыс. руб. В отношении 9 правонарушителей были выданы повторные предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ.
В общей сложности, общими усилиями введено в оборот 15 тыс. га. земель сельскохозяйственного назначения.
В целях контроля за сохранением плодородия и выявления загрязнения земель сельскохозяйственного назначения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами за 6 месяцев 2019 года Управлением совместно с ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» была отобрана 261 почвенная проба:
- 149 пробы на определение агрохимических показателей, из которых в 61 пробе установлено снижение содержания органического вещества – гумуса (41% от количества отобранных проб);
- 112 проб на определение химико-токсикологических показателей, по результатам исследований которых в 44 пробах установлено превышение предельно допустимой концентрации химико-токсикологических показателей (39% от количества отобранных проб).
Управлением проводится работа по предъявлению претензий и направлению исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Так, за I полугодие 2019 года по фактам загрязнения почв нефтепродуктами и перекрытия плодородного слоя почвы при осуществлении земляных работ были рассчитаны ущербы на общую сумму 8 млн. 344 тыс. рублей, на общей площади более 10 тыс.кв. метров. Управлением направляются претензии о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
В порядке взаимодействия в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии за 6 месяцев 2019 года было направлено более 750 запросов: выписок о зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащей общедоступные сведения; выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории содержащих общедоступные сведения для осуществления контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Оренбургской области.
За истекший период 2019 года подготовлено и заключено 322 соглашения о взаимодействии с Муниципальными образованиями, городскими округами, сельскими поселениями в сфере осуществления государственного (муниципального) земельного надзора (контроля).
В целях применения риск-ориентированного подхода ведутся перечни земельных участков с присвоением категорий риска (средний, умеренный, низкий). В данные перечни включены 2193 земельных участка, вынесено 1344 решений отнесения земельных участков к определенной категории риска.
Первого февраля 2008 года был создан отдел государственного земельного контроля. Приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 26 февраля 2013 года отдел государственного земельного контроля был переименован в отдел государственного земельного надзора. Отдел государственного земельного надзора является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре».
Задачей отдела является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области осуществляет надзор в закрепленной сфере деятельности за исполнением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
е) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пределах своей компетенции в сфере государственного земельного надзора в 1 полугодии 2019 года проведено158 контрольно-надзорных мероприятий, из них:
- 12 плановых проверок;
- 54 внеплановые проверки;
- 92 внеплановых мероприятия, из них:
- 69 плановых (рейдовых) осмотров, обследование земельного участка;
- 13 административное расследование;
- 7 мероприятия с привлечением специалиста;
- 3 мероприятия по материалам, пришедшим на рассмотрение.
Общая проконтролированная площадь в рамках проведенных контрольно-надзорных мероприятий составила около 115 тыс. га. Нарушения земельного законодательства зафиксированы на площади более 236 га.
По результатам контрольно-надзорной деятельности и выявленным нарушениям должностными лицами отдела приняты следующие меры административного воздействия:
- составлено 60 протоколов об административных правонарушениях
- выдано 23 предписания об устранении выявленных нарушений
- выдано 11 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
- вынесено 67 постановлений на сумму 1 млн. 483 тыс.рублей
- взыскано штрафов на сумму 2 млн. 534 тысячи рублей.
Среди общего количества выявленных правонарушений преобладающими являются связанные с несоблюдением отраслевых статей КоАП РФ:
- по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы) – 17 нарушений;
- по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (порча и уничтожение плодородного слоя почвы) – 6 нарушений;
- по ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв) – 7 нарушений;
- ст.19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений) – 2 нарушений;
- ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов государственного земельного надзора) – 18 нарушений.
- ч.1 ст 20.25 КоАП РФ (неуплата административного штрафа в срок - 10 нарушений
В суды общей юрисдикции за отчетный период передано для рассмотрения 30 административных дел.
По данным Министерства сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области по состоянию на 01.04.2019 общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в Оренбургской области составила 10 млн. 926 тыс. га., из них не используется по целевому назначению 1 млн. 191 тыс. га. Общее количество неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения находящихся в собственности юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей составляет 55,182 тыс. га. Общая площадь паевого фонда составила 6 млн.710,3 тыс. га., из которых прошли регистрацию права собственности земель с/х назначения 4 млн. 081 тыс. га., что составляет 63,1%.
Площадь невостребованных земельных долей по области составила 1 млн.124,798 тыс. га.
Тот факт, что значительная часть земель не используется по целевому назначению ведет к ее деградации, в том числе к зарастанию сорной и древесно – кустарниковой растительностью, что в свое время является потенциальным источником возгорания сухой травянистой растительности на сельскохозяйственных угодьях.
Управление Россельхознадзора по Оренбургской области в рамках предоставленных полномочий проводит работу по введению в оборот земель сельскохозяйственного назначения и использования их в соответствии с целевым назначением.
Во исполнение Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации», в Оренбургской области создана мониторинговая группа, в том числе по вопросам принудительного изъятия земель.
Управление является постоянным членом региональной мониторинговой группы.
В рамках работы мониторинговой группы за период времени с 2016 – I полугодие 2019г. привлечено к административной ответственности 98 физических и юридических лиц (ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, ч.25 ст.19.5 КоАП РФ), сумма штрафных санкций составила 7 млн. 376 тыс. руб. В отношении 9 правонарушителей были выданы повторные предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ.
В общей сложности, общими усилиями введено в оборот 15 тыс. га. земель сельскохозяйственного назначения.
В целях контроля за сохранением плодородия и выявления загрязнения земель сельскохозяйственного назначения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами за 6 месяцев 2019 года Управлением совместно с ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора» была отобрана 261 почвенная проба:
- 149 пробы на определение агрохимических показателей, из которых в 61 пробе установлено снижение содержания органического вещества – гумуса (41% от количества отобранных проб);
- 112 проб на определение химико-токсикологических показателей, по результатам исследований которых в 44 пробах установлено превышение предельно допустимой концентрации химико-токсикологических показателей (39% от количества отобранных проб).
Управлением проводится работа по предъявлению претензий и направлению исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Так, за I полугодие 2019 года по фактам загрязнения почв нефтепродуктами и перекрытия плодородного слоя почвы при осуществлении земляных работ были рассчитаны ущербы на общую сумму 8 млн. 344 тыс. рублей, на общей площади более 10 тыс.кв. метров. Управлением направляются претензии о возмещении ущерба, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
В порядке взаимодействия в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии за 6 месяцев 2019 года было направлено более 750 запросов: выписок о зарегистрированных правах на объект недвижимости, содержащей общедоступные сведения; выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории содержащих общедоступные сведения для осуществления контрольно-надзорной деятельности Управления Россельхознадзора по Оренбургской области.
За истекший период 2019 года подготовлено и заключено 322 соглашения о взаимодействии с Муниципальными образованиями, городскими округами, сельскими поселениями в сфере осуществления государственного (муниципального) земельного надзора (контроля).
В целях применения риск-ориентированного подхода ведутся перечни земельных участков с присвоением категорий риска (средний, умеренный, низкий). В данные перечни включены 2193 земельных участка, вынесено 1344 решений отнесения земельных участков к определенной категории риска.