Итоги деятельности отдела государственного земельного надзора за 2018 год » Управление Россельхознадзора по Оренбургской области

Итоги деятельности отдела государственного земельного надзора за 2018 год

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года № 689 «О государственном земельном контроле» полномочия по надзору и контролю за землями сельскохозяйственного назначения были переданы Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
Первого февраля 2008 года был создан отдел государственного земельного контроля. Приказом руководителя Управления Россельхознадзора по Оренбургской области от 26 февраля 2013 года отдел государственного земельного контроля был переименован в отдел государственного земельного надзора. Отдел государственного земельного надзора является структурным подразделением Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Оренбургской области.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 января 2015 года № 1 утверждено «Положение о государственном земельном надзоре».
Задачей отдела является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель сельскохозяйственного назначения.
Отдел государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Оренбургской области осуществляет надзор в закрепленной сфере деятельности за исполнением:
а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
д) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
е) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В пределах своей компетенции в сфере государственного земельного надзора в 2018 году проведено 458 (в 2017 году - 715) контрольно-надзорных мероприятий, в том числе:
- плановые проверки –  30;
- внеплановые проверки – 284; 
- административные расследования – 9;
- плановые рейдовые осмотры – 112;
- в соответствии со ст.28.1 КоАП РФ – 15.
- проверки, проведенные органами прокуратуры, с привлечением должностного лица отдела в качестве специалиста –  8.
Общая проконтролированная площадь в рамках проведенных контрольно-надзорных мероприятий составила более 142 тыс. га. Нарушения земельного законодательства зафиксированы на площади более 15 тыс.га.
Всего по результатам контрольно-надзорной деятельности и выявленным нарушениям должностными лицами отдела приняты следующие меры административного воздействия:  
  • составлено 278 протоколов об административных правонарушениях;
  • выдано 203 предписания об устранении выявленных нарушений;
  • вынесено 13 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений;
  • вынесено 246  постановлений; 
  • наложено административных штрафов на сумму  7,5 млн рублей;
  • взыскано штрафов на сумму 5,54 млн рублей.
При анализе результатов деятельности отдела в 2018 году очевидным является факт снижения количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий при одновременном увеличении количества выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ.
По сравнению с 2017 годом в 2018 году количество проведенных государственными инспекторами надзорных мероприятий снизилось на 36 %.
Вместе с тем, в абсолютном выражении, количество выявленных нарушений увеличилось на 27%.
Данные показатели стали возможными в связи с интенсивным ходом реформы контрольно-надзорной деятельности в России и, соответственно, в структуре Россельхознадзора.
Снижение административного давления на хозяйствующие субъекты, искоренение практики проведения неэффективных проверок, когда контролю подвергались добросовестные землепользователи, уход от «палочной» системы оценки деятельности, повышение уровня планирования работы государственных инспекторов, внедрение риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности, широкое применение новых форм проведения контрольных мероприятий (плановые (рейдовые) осмотры земельных участков) стали факторами существенным образом повлиявшими на изменение динамики эффективности работы отдела в 2018 году.
Среди общего количества выявленных правонарушений преобладающими являются связанные с несоблюдением отраслевых статей КоАП РФ:
- по ч.1 ст.8.6 КоАП РФ (самовольное снятие и перемещение плодородного слоя почвы) – 14 нарушений;
- по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ (порча и уничтожение плодородного слоя почвы) – 20  нарушений;
- по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ (невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв) – 68  нарушений;
- по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения) – 80  нарушений;
- ст.19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений) – 40  нарушений;
- ч.25 ст.19.5 КоАП РФ (невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов государственного земельного надзора) – 45  нарушений.Управлением Россельхознадзора по Оренбургской области в соответствии с Федеральным  законом от 03.07.2016 № 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании в соответствии с целевым назначением при использовании с нарушением законодательства РФ», согласно плана мероприятий по организации мониторинга земель сельскохозяйственного назначения на территории Оренбургской области с 2016 года проводятся контрольно - надзорные мероприятия в отношении физических и юридических лиц, собственников земельных участков, которые не используют земельные участки для сельскохозяйственного производства на территории Оренбургской области.
По информации, предоставленной Министерством сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области о неиспользовании земель сельскохозяйственного назначения Управлением в период с 2016 по 2018 год:
- проведено 154 надзорных мероприятия;
- обследовано более 46 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения;
- выявлено 97 нарушений;
- выдано 89  предписаний об устранении выявленных правонарушений требований земельного законодательства РФ.
По итогам рассмотрения административных материалов виновные лица привлечены к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, ч.2 ст.8.8 КоАП РФ, ч.25 ст.19.5 КоАП РФ, сумма штрафных санкций составила 7,37 млн рублей.
В отношении 9 правонарушителей были выданы   повторные предписания об устранении выявленных нарушений требований земельного законодательства РФ, со сроком исполнения в 2019 году, данные лица привлечены по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ. 
В рамках исполнения ранее выданных предписаний по результатам надзорных мероприятий Управлением в сельскохозяйственный оборот вовлечено 15 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. 
По установленным фактам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области направляются материалы административных дел для перерасчета налоговой ставки земельного налога в сторону ее повышения с 0,3 до 1,5 процента от кадастровой стоимости земельного участка. За  периодII полугодие 2016 – 2018 год Управлением в налоговые органы было направлено 59 материалов дел для исчисления повышенной  налоговой ставки.
В уполномоченные органы муниципальной власти направлено 3 материала с рекомендациями о расторжении действующих договоров аренды земельных участков с недобросовестными землепользователями. 
В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности отделом государственного земельного надзора ведутся перечни земельных участков, которым присвоены категории риска. В программу «Цербер» включены 1903 земельных участка сельскохозяйственного назначения.
За 2018 год вынесено 1007 решений отнесения земельных участков к определенной категории риска (средний риск - 98, умеренный риск - 340, низкий риск - 569).    
       В течение отчетного периода отделом государственного земельного надзора было направлено 142 материала по подведомственности для принятия мер по существу, из них: 
  • 28 -   в Управление Росреестра по Оренбургской области,
  • 6  -  в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области,
  • 100 -  в судебные органы,
  • 4  – в УМВД России по Оренбургской области,
  • 4 – в иные территориальные управления Россельхознадзора.
В 2018 году должностными лицами Управления Россельхознадзора в ходе контрольно-надзорных мероприятий по выявлению и пресечению нарушений земельного законодательства РФ установлены очаги произрастания наркосодержащих растений (конопля) на площади около 136 га. Информация по данным фактам направлена в УМВД РФ по Оренбургской области, для принятия соответствующих мер. Все очаги уничтожены.
Мероприятиями по выявлению мест захламления и несанкционированных свалок твердых бытовых отходов на землях сельскохозяйственного назначения было выявлено  3 свалки ТБО общей площадью 5,1 га. 
При проведении контрольно-надзорных мероприятий выявлено 3 несанкционированных  карьера общераспространенных полезных ископаемых на площади 3,66 га.
Управлением совместно с ФГБУ «Оренбургский референтный центр Россельхознадзора»  в  целях контроля за сохранением плодородия и выявления загрязнения земель сельскохозяйственного назначения опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами в 2018  году было отобрано 1333 почвенных пробы, в том числе на агрохимические показатели 770 образцов, на химико-токсикологические показатели – 563 образца. В 181 пробе превышен уровень ПДК химико-токсикологические показатели (что в процентном соотношении составляет 32,2 %), в 333 пробах установлено снижение органического вещества – гумуса (что в процентном отношении составляет 43,2 %). 
В 2018 году в соответствии с методическими рекомендациями от 08.07.2010 № 238 «Методика исчисления размера вреда причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды» произведено 4 расчета ущерба на общую сумму 71,2 млн рублей.
Общая площадь нарушенных земельных участков составила 44,9 га.
Управлением направлено 3 претензии о возмещении ущерба в отношении на сумму более 63 млн рублей.
В добровольном порядке в денежном выражении возмещен ущерб на сумму 347 тыс.рублей.
В натуральном выражении возмещено ущерба на сумму около 63 млн рублей.
В рамках выполнения Программы профилактики нарушений обязательных требований законодательства РФ в области государственного земельного надзора Управлением в 2018 году проведено 19 консультаций с поднадзорными субъектами по разъяснению требований, содержащихся в нормативных правовых актах, 3 выездных мероприятия (в Сорочинском городском округе и дважды Переволоцком районе) с привлечением органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов по вопросам осуществления муниципального земельного контроля.
Деятельность Управления в сфере государственного земельного надзора регулярно освещается в средствах массовой информации – печатных изданиях, радио, телевидении, интернет-ресурсах.
Добавлено: 12-03-2019, 12:34
0
757
Наверх